Каждый год первокурсники исторического факультета Тувинского государственного университета проходят обязательную археологическую практику, испытывая все прелести полевой жизни археологов. Корреспондент газеты «Тыванын аныякары» взяла интервью у студента группы ИсА_304 Самдана Доржукая.
- Расскажите, как вы попали на эту специальность? Всегда ли хотели учиться по этому направлению?
- Об этой специальности я узнал случайно, когда пришел подавать документы на исторический факультет. Это направление мне показалось интересным, даже спустя почти весь первый курс я не жалею, что выбрал это направление. Изначально, когда я учился в школе, у меня было много дополнительных интересов, из-за чего я не знал, чем буду заниматься дальше, хотя все дороги были открыты. Но особый интерес к истории у меня появился в девятом классе благодаря учителю истории.
- А где учились раньше?
- Начальные классы я окончил во второй школе города Кызыла. Из-за того, что мы переехали, я учился некоторое время в школе №16. После получилось так, что я захотел вернуться обратно. И все остальные классы я окончил опять же во второй школе. И сам интерес к истории, наверное, также понемножку складывался с тех пор.
- Как проходит ваше студенчество? Что больше всего нравится?
- Первый курс подходит к концу, что одновременно заставляет смотреть вперед с куражом, и также это дает повод задуматься. Сам того не замечая, я открыл для себя, что я нескучный. Здесь я обрел много новых знакомств, что очень радует. За весь этот период я привык к атмосфере факультета, так как я стал больше времени проводить на историческом, проще говоря, появился домашний уют и, наверное, это больше нравится.
- Расскажите об археологической практике поподробнее.
- Практика длилась две недели. И за это время в целом мы смогли взглянуть на вещи взглядом археологов. После завтрака мы сразу шли к курганам, в основном это были пятый и 14-й объекты, а именно, саглыкско-уюская культура в местности Итык- Алатей Чаа-Хольского района. Это говорит о том, что мы смогли стать частью этого исследовательского процесса, появилось понимание жизни археолога, к которому мы смогли прикоснуться. Сами же раскопки для нас длились до 15:00 дня. После сразу можно было пообедать и наступало свободное время. В процессе работы сначала нужно было расчистить сам объект, после же начинались копательные процессы, где в основном участвовали археологи. Каждый день мы узнавали много нового. Также нам проводили экскурсии, где мы видели на соседнем объекте, останки скифов этого периода. К концу каждого дня нам проводили лекции, где рассказывали о раскопках, например, также на объекте №4 находился сруб из двух бревен, где были захоронения. Данные находки датируются 4-3 вв до н.э, были еще более поздние. Также объекты 15, 16, 17, 19 относятся к ритуальным захоронениям, а именно к моменту похоронного процесса.
- А ваша группа стала более сплочённая после практики?
- В общих чертах, отношения к каждому нашему одногруппнику стало еще лучше, так как мы стали лучше сопереживать друг другу.
- Каковы ваши дальнейшие планы?
- После учебы я рассчитываю получить опыт, работая по профессии и дальше все-таки пойти в науку.
Мария Саая, газета «Тыванын аныяктары»
