В Санкт-Петербурге в рамках ПМЭФ состоялось подписание меморандума о сотрудничестве Тувы, Красноярского края, Хакасии с Центром стратегических разработок о совместной подготовке предварительного обоснования для проекта создания Центрально-евразийского транспортного коридора (ЦЕТК)
20.06.2025 04:41
В Санкт-Петербурге в рамках ПМЭФ состоялось подписание меморандума о сотрудничестве Тувы, Красноярского края, Хакасии с Центром стратегических разработок о совместной подготовке предварительного обоснования для проекта создания Центрально-евразийского транспортного коридора (ЦЕТК). Данный проект предполагает строительство ветки Транссиба, которая объединит Юг Сибири, Монголию и Китай. В перспективе эту железную дорогу в увязке с Енисейским судоходным путем рассматривают как основу для формирования мультимодальной магистрали между Северным Ледовитым и Индийским океанами.
О подписании меморандума сообщил в своем блоге Глава Тувы Владислав Ховылыг, принимающий участие в Петербургском форуме. Он напомнил, что оценка масштабного проекта проводится по поручению президента страны, который в свое время поддержал строительство железной дороги по территориям Красноярского края, Хакасии и Тувы. Сегодня эти регионы договорились на долевых началах финансировать исследования, обосновывающие целесообразность и эффективность инвестиций в проект ЦЕТК. Для выполнения предТЭО они привлекли одну из старейших экспертно-аналитических организаций России – Центр стратегических разработок, который уже приступил к работе.
Владислав Ховалыг пояснил, что перед тем, как переходить к исследованиям, по инициативе Тувы были проведены встречи с представителями Монголии и КНР, которые подтвердили заинтересованность в строительстве железной дороги на своих территориях. Нашлись даже инвесторы, готовые принять участие в масштабной стройке. Более того, ими проработаны и представлены трассировки маршрута дороги, оценки грузовой базы и другие расчёты в пользу реализации проекта ЦЕТК. «Со стороны российских компаний и крупных частных инвесторов также проявляется значительная активность и поддержка инициативы. Примером служат инициативы металлургических предприятий Красноярского края, Хакасии и Иркутской области», - рассказал Глава Тувы.
Напомним, что идея создания Центрально-евразийского транспортного коридора родилась на базе незавершенного проекта железной дороги Курагино – Кызыл, которая задумывалась для перевозок добываемого в Туве металлургического угля. По мере сворачивания экономических связей с Европой Россия перенаправила торговые потоки на Восток, и тогда тувинская ветка Транссиба вновь стала актуальной, но уже в качестве транзитного пути для интеграции в транспортную сеть Большой Азии – в частности, Монголии и Китая. ЦЕТК был включен и до сих пор состоит в перечне возможных вариантов развития китайской концепции транснациональных экономических коридоров «Один пояс – один путь».