Госпаблики: Лента новостей Портала Республики Тыва
Стратегия развития тувинского языка: акцент на дошкольные образовательные учреждения Стратегия развития тувинского языка: акцент на дошкольные образовательные учреждения

Институт развития национальной школы продолжает реализацию Стратегии государственной поддержки и развития тувинского языка. В рамках данной стратегии завершена корректировка примерной образовательной программы «Т?рээн Тыва/Моя родная Тува», направленной на развитие родной (тувинской) речи у детей дошкольного возраста. Начата работа по переводу данной программы на русский язык. Программа была разработана в 2019 году в рамках проекта «Тувинский язык — детям / Тыва дыл — бичии чаштарга» с целью создания условий для формирования речевых навыков у детей в дошкольных образовательных учреждениях Тувы.

Стратегия предусматривает внедрение языкового регламентирования в процесс воспитания в дошкольных образовательных учреждениях по принципу «Один язык — один воспитатель». Этот принцип предполагает подготовку педагогических кадров, владеющих методиками билингвального обучения и воспитания. Для реализации проекта «Один язык — один воспитатель» проведены курсы повышения квалификации для педагогических работников. Проект будет запущен с 1 сентября 2025-2026 учебного года.

"Более 2700 воспитателей и работников детсадов внедряют новые образовательные программы самых разных направлений. К примеру, в рамках Стратегии развития тувинского языка реализуется проект «Тувинский язык – детям». Особое внимание уделяется повышению квалификации воспитателей и педработников. В этом нам помогает Минпросвещения России", - писал Глава Тувы Владислав Ховалыг в своем блоге.

Работа по билингвальному обучению направлена на обеспечение свободного владения и использования тувинского и русского языков каждым ребенком, при сохранении его культурной идентичности и национального наследия.

Дата публикации: 05.05.2025

Теги: 
Количество показов: 778
Тип:  Новость органа
Источник информации:  Портал Республики Тыва
Размещение на сайте:  Лента новостей
Источник (URL):  https://rtyva.ru/press/news/4671/
Госпаблики вКонтакте





Мэрия г. Кызыла
ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА, КОТОРЫЕ НУЖНО ЗАДАВАТЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Часто в будничной суете в потоке ежедневных дел, в тесноте и воспитательных придирках мы забываем поговорить с детьми по душам. Это приводит к тому, что отношения становятся формальными, а в эмоциональном плане между детьми и родителями нарастает пропасть.
Ученые подсчитали, что в среднем мы уделяем общению с детьми всего 12.5 минут в день. Из этого времени 8,5 минут родители отводят на различного рода наставления, замечания и споры. На доверительное дружеское неформальное остается лишь 4 минуты в день!
КАК ЭТОГО ИЗБЕЖАТЬ?
Итак, вот 4 вопроса, которые помогут вам сохранять с ребенком теплую душевную связь, даже если общаться много не получается:
1. Как прошел твой день?
Если поначалу ребенок отшучивается или отвечает односложно – «плохо», «нормально» и так далее, не нужно устраивать ему допрос и, что называется, «вытаскивать рассказ клещами». Можно сказать: «Ладно, не хочешь – не рассказывай, но знай, что это мне интересно. А вот я сегодня делала то-то и то-то». Со временем ребенок даже самый замкнутый, самостоятельный и скрытный начнет с вами делиться тем, что у него на душе. Проверено на практике!
2. Как дела у твоих друзей?
Можно спросить о конкретном друге, если вы знаете о каких-то событиях из его или ее жизни, а можно – обо всех друзьях в общем. Например, «Кто из твоих друзей, по твоему, нравится мне больше всех? Почему? Расскажи мне о своем лучшем друге. Какие качества должны быть у хорошего друга? Какую самую приятную вещь твой друг делал для тебя? Кем из своих друзей ты гордишься больше других? Почему? Описывал ли ты меня своим друзьям? Если бы ты узнал, что твой друг украл что-то, чтобы ты сделал?». Как вы понимаете, это вопросы для разного возраста, для разных случаев.
3. Что хорошего с тобой случилось за день?​​​​​
Даже в самый дождливый и мрачный день после контрольной по математике можно задуматься и вспомнить какие-то маленькие приятности. А если не вспоминается, то взять и придумать, как себя развлечь и повеселить, например, не запланировано пойти в кино, поиграть всей семьей в настольную игру или просто лечь о помечтать, где и как проведете отпуск или как минимум ближайшие выходные. Такие фантазии выведут и вас, и ребенка из тяжких раздумий на волну положительных эмоций.
4. Тебе нужна моя помощь?
Все мы знаем, как порой трудно просить помощи. Ребенок, который не привык получать помощь по мелочам, тем более не обратится к вам в более сложной ситуации, поэтому начинать нужно с малого – помочь убраться в комнате, сделать уроки, разрешить какую-то неоднозначную ситуацию. Не бойтесь разбаловать сына или дочь, ведь чем больше вы помогаете по мелочам, тем выше вероятность, что в случае серьезного конфликта ребенок придет за советом к вам. Впрочем, это не означает, что нужно начать делать все вместо ребенка.
И еще небольшой, но важный совет: слушая рассказ ребенка, не торопитесь выносить суждения, комментируйте только тогда, когда вас об этом попросят. Пусть ваши глаза будут на одном уровне (если ребенок маленький наклонитесь к нему, возьмите его на руки или просто сядьте рядом). Не игнорируйте телесный контакт, обнимитесь, возьмите за руку. Если вы сейчас в плохом настроении или у вас нет времени – честно скажите ребенку об этом и договоритесь, когда вы сможете пообщаться позже.
Только совместными усилиями государства, общественных организаций и гражданского общества можно обеспечить реальную защиту прав и интересов детей в регионе.